С 2006 г. вступает в силу новая редакция гл. 21 НК РФ (в ред. Закона от 22.07.2005 N 119-ФЗ), согласно которой порядок исчисления и уплаты НДС был существенно изменен.
Одним из главных новшеств в порядке взимания НДС (наряду с переходом на метод "начисления") является установление фактически нового порядка реализации плательщиками налога права на применение налогового вычета в части налога, предъявленного поставщикам товаров (работ, услуг). С 01.01.2006 по общему правилу для применения вычета по НДС, предъявленного при приобретении товаров, необходимо соблюдение только трех условий:
- приобретение товаров (работ, услуг, имущественных прав) для осуществления операций, признаваемых объектами налогообложения по НДС (п. 2 ст. 171 НК РФ);
- наличие счетов-фактур, выставленных продавцами товаров (работ, услуг), а также имущественных прав (п. 1 ст. 172 НК РФ);
- принятие на учет указанных товаров (работ, услуг), а также имущественных прав (п. 1 ст. 172 НК РФ).
Других условий (в том числе обязательной оплаты НДС в составе цены приобретаемых товаров (работ, услуг), а также имущественных прав, как это было ранее) положения гл. 21 НК РФ не содержат, что, конечно, не может не порадовать налогоплательщиков.
Впрочем, государство не преминет позаботиться о своей финансовой безопасности и защите бюджета от действий так называемых недобросовестных налогоплательщиков. И угадать основные направления фискальных "атак" не так уж сложно.
В первую очередь это конечно же реализация судебной доктрины "деловая цель". Данный инструмент судебного контроля уже давно широко используется на практике налоговыми органами и арбитражными судами. Напомним, что суть данной доктрины сводится к тому, что любая сделка (совокупность сделок), цель которой получение определенных налоговых преимуществ, выраженных в уменьшении налоговых обязательств ее участников, может быть признана недействительной, если она не имеет деловой цели. При этом снижение налогового бремени деловой целью не признается.
Применительно к проверке правомерности применения вычетов данная доктрина может выражаться в обязательном исследовании необходимости заключения налогоплательщиком той или иной сделки, по которой предъявлен НДС, для осуществления его обычной деятельности. То есть ее экономической целесообразности и оправданности (в том числе с учетом положений ст. 252 и других статей НК РФ). При этом реализация налогоплательщиком права на налоговый вычет должна характеризоваться разумным использованием им данного права (не вести к нарушению прав и законных интересов бюджета), направленностью действий налогоплательщика на достижение реальных хозяйственных целей в ходе осуществления предпринимательской деятельности и соответственно не имеющих единственной целью налоговую экономию.
Кроме того, не исключено, что будет более активно практиковаться подход, который, к слову сказать, уже давно реализуется налоговыми органами. Как показывает практика, неполучение налоговым органом в ходе осуществления мероприятий налогового контроля в отношении заявленного к вычету НДС информации об уплате поставщиком полученных от покупателя сумм налога в бюджет является безусловным основанием для отказа налогоплательщику - покупателю товаров в применении налоговых вычетов. В частности, поводом может служить получение налоговым органом на запрос в налоговую инспекцию по месту нахождения поставщика ответ, что такой налогоплательщик не зарегистрирован и не состоит на налоговом учете.
Для защиты своих интересов, налогоплательщикам можно порекомендовать следующее. Как показывает практика, основанием для отказа в применении налогоплательщиком налоговых вычетов в условиях выполнения требований ст. ст. 171 и 172 НК РФ являются, как правило, недостаточная степень осмотрительности налогоплательщика при заключении сделок и выборе им контрагентов. Одним из способов подтверждения "достаточной осмотрительности" налогоплательщика при выборе партнера и заключении договора на приобретение товаров (работ, услуг) является истребование у будущего контрагента, с которым организация планирует заключить соответствующий договор, документов, подтверждающих его правоспособность. К таким документам, в частности, относятся свидетельство о регистрации его в качестве юридического лица, а также свидетельство о постановке на налоговый учет. Желательно иметь также копии учредительных документов поставщика, однако, как показывает практика, партнеры весьма неохотно представляют такие документы, ссылаясь на коммерческую тайну.
И хотя у покупателя нет обязанности проверять правоспособность контрагента, но за действия недобросовестного поставщика ответственность все чаще несет покупатель. Налоговые органы весьма часто отказывают в вычете "входного" НДС, если не обнаруживают контрагента налогоплательщика. Такой отказ, как правило, основывается на том, что поставщики не зарегистрированы на территории соответствующего налогового органа, не отчитываются по месту регистрации, следовательно, отсутствуют доказательства уплаты поставщиками НДС от реализации данных товаров в бюджет.
В Постановлении ФАС Северо-Западного округа от 05.11.2001 по делу N А13-2445/01-05 и Постановление ФАС Центрального округа от 15.10.2002 по делу N А48-1545/02-8к сделаны выводы в пользу налогоплательщика
В то же время значительное число судов поддерживают в этом вопросе позицию налоговых органов. Совсем неутешительные для налогоплательщика выводы закреплены в Информации об основных подходах по рассмотрению Федеральным арбитражным судом Уральского округа споров, связанных с применением положений гл. 21 Налогового кодекса (Налог на добавленную стоимость) от 19.09.2003, а именно:
"У налогоплательщика отсутствуют основания для вычетов НДС, если он совершает сделки по приобретению товаров с предприятиями, которые не зарегистрированы в качестве юридических лиц, поскольку такие предприятия не обладают гражданской правоспособностью.
В соответствии со ст. 171 НК РФ налогоплательщик имеет право уменьшить общую сумму налога на установленные данной статьей налоговые вычеты. Вычетам подлежат суммы налога, предъявленные налогоплательщику и уплаченные им поставщикам товаров (работ, услуг).
Поставщики товара (организации) должны иметь статус юридического лица. Понятие и правоспособность юридического лица определены в статьях 48 и 49 Гражданского кодекса Российской Федерации, в соответствии с которыми юридическое лицо считается созданным и приобретает правоспособность юридического лица только с момента государственной регистрации в этом качестве.
Таким образом, сделки по приобретению товаров совершены обществом с предприятиями, которые не имеют государственной регистрации, т.е. не обладают правоспособностью, не могут иметь гражданские права и нести обязанности. Их действия, направленные на установление, изменение или прекращение гражданских прав и обязанностей, не могут быть признаны сделками в смысле статьи 153 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Если налогоплательщик совершает сделки с предприятиями, не имеющими правоспособности поставщика, у него отсутствуют основания для отнесения сумм НДС, уплаченных таким поставщикам, к вычету".
Аналогичные выводы содержатся также в Постановлениях ФАС Уральского округа от 29.04.2002 по делу N Ф09-853/2002, от 14.04.2003 по делу N Ф09-994/03-АК, от 14.04.2003 по делу N Ф09-994/03-АК, ФАС Восточно-Сибирского округа от 09.07.2002 по делу N А33-2660/02-СЗа-Ф02-1828/2002-С1, ФАС Северо-Кавказского округа от 18.03.2003 по делу N Ф08-756/2003-279А, ФАС Волго-Вятского округа от 20.03.2003 по делу N А82-52/02-А/2 и др.
Таким образом, учитывая сложившуюся практику налоговых проверок, а также арбитражную практику, налогоплательщикам необходимо проверять "надежность" и юридическую правоспособность контрагентов.
В целях расширения возможностей информационного обеспечения и снижения предпринимательских рисков предприятий создана Справочная Служба Юридических Лиц. Получение документально подтвержденной информации из ЕГРЮЛ (www.egrul.ru) является неоспоримым фактом, доказывающим принятие налогоплательщиком необходимых мер по проверке партнера, практически, исключая возможность отнесения налоговыми органами организации к «недобросовестным налогоплательщикам»
Смотрите также: