Осуществляя предпринимательскую деятельность по возможности необходимо избегать сложных схем построения взаимоотношений договорных и расчетных отношений со своими контрагентами (с участием множества лиц в ходе исполнения сделки), в том числе предусматривающих оплату третьим лицам неденежными средствами (векселями, путем проведения взаиморасчетов и взаимозачетов и пр.). Ведь, как правило, претензии налоговых органов сводятся к минимуму в том случае, если приобретение товара осуществляется на основании "простых" и "прозрачных" договоров и сделок, совершенных по схеме: "договор - товар - деньги".
Вместе с тем хотелось бы отметить, что в настоящее время каких-либо универсальных средств, гарантирующих налоговую безопасность налогоплательщика на предмет проверки его добросовестности (недобросовестности) на стадии совершения гражданско-правового договора, не существует. Это обусловлено прежде всего тем, что недобросовестность налогоплательщика или его добросовестность подлежит установлению в каждой конкретной ситуации исходя из обстоятельств дела и внутреннего убеждения налогового органа или суда. Однако меры, предпринятые налогоплательщиком при выборе контрагента, а также учтенные при формулировании условий исполнения предстоящего договора, должны способствовать уменьшению риска возникновения конфликтной ситуации с налоговыми органами и в любом случае должны быть позитивно оценены судом при рассмотрении спора.
Полную уверенность в добросовестности партнера фирма может получить, только заключая договоры с постоянными поставщиками. Но в современных условиях это нереально. Рано или поздно у каждой компании появляется потребность в новых контрагентах. Вот тут-то и возникает риск встречи с фирмой-однодневкой или с предпринимателем, оформляющим "липовые" документы. К сожалению, заметив такую сделку, налоговики признают недобросовестным покупателя. Причем нередко в этом их поддерживают и судьи.
Если в ходе проверки обнаружится, что вы приобретали товары (работы, услуги) у незарегистрированных поставщиков, такие сделки могут признать недействительными. И тогда расплачиваться за неосмотрительность придется покупателю. Можно ли застраховаться от подобных ситуаций? Ведь риск "нарваться" на недобросовестного партнера велик и как этого можно избежать?
Прежде всего надо обратить внимание на название фирмы. Без скрупулезной проверки заключать сделки с незнакомыми компаниями, имеющими броские, но малопонятные имена не целесообразно. Кроме того, однодневки не гнушаются использовать в своих наименованиях переиначенные популярные бренды. Но конечно сомнительное название еще не повод, чтобы обвинять поставщика в недобросовестности...
На следующем этапе проверки, при заключении договора необходимо попросить у партнера копию его свидетельства о регистрации. Ведь крупные компании уже давно вместе с офертой сразу же направляют потенциальным клиентам копии своих свидетельств. Хотя копии свидетельств о регистрации не всегда верны. Кроме того, доказательством должной осмотрительности в совокупности с вышеуказанными документами, будут являться: рекламные материалы поставщика в печатных и электронных изданиях, служебные (докладные) записки работников покупателя товаров (менеджеров, работников службы безопасности и пр.) об исследовании истории поставщика товаров, с которым планируется заключить договор, то есть любые документы, из которых следует "открытый" характер деятельности поставщика, что, в свою очередь, должно свидетельствовать о его правоспособности и легальности деятельности. Само собой, что материалы должны быть реальными, составленные "для вида" документы, содержащие мнимую (фиктивную) информацию, в большинстве случаев, как говорится, не проходят.
Поэтому гарантированно избежать недобросовестного партнера можно сделав официальный запрос в ООО «Справочная Служба Юридических Лиц». Информация, предоставляемая данной Службой обладает правовым статусом «открытая и общедоступная» и является результатом аналитической обработки и сопоставления сведений, содержащихся в ЕГРЮЛ с законодательством РФ. Заказ отправляется с веб-сайта (http://www.egrul.ru), стоит это от 350 руб., а информация будет предоставлена в течении 24 часов и документально подтверждена. Если в госреестре нет данных о запрашиваемом контрагенте, заказчику предоставляется уведомление об отсутствии информации, плата за которое не взимается,. Это уже повод поискать другого поставщика. А если сведения из реестра вам предоставят, то они послужат лишним подтверждением добросовестности фирмы, которая не поленилась проверить правоспособность партнера.
Контрагента можно проверить и на сайте информационного агентства "ВАЛААМ" http://valaam.rmt.ru/mns/index.php , которое официально публикует сведения из госреестра юридических лиц. Здесь для получения информации достаточно ввести в окне поиска один из показателей: полное наименование фирмы, ИНН или ОГРН. Но у этого способа есть два серьезных недостатка. Первый состоит в том, что система иногда не находит даже стопроцентно зарегистрированные предприятия. С чем это связано не понятно: может быть, база данных обновляется редко, а может, она просто неполная. Вторым недостатком является то, что проверить таким образом можно только организацию. Информации об индивидуальных предпринимателях здесь нет.
Помимо этого, на сайтах региональных налоговых управлений можно поискать информацию о недействительных ИНН. Причем как фирм, так и предпринимателей. Но, разумеется, никакого официального документа о статусе партнера в данном случае не будет.
Существует еще одна возможность, которая позволяет проверить поставщика прямо на улице. Для этого достаточно знать его ИНН или ОГРН. Ведь и тот, и другой номер - это не случайные наборы цифр. В их структуру входят так называемые контрольные числа. Имея под рукой калькулятор, можно легко установить, существует ли в принципе тот или иной номер налогоплательщика или государственный регистрационный номер.
Индивидуальный налоговый номер фирмы состоит из десяти знаков. Первые четыре означают код налоговой инспекции, следующие пять - порядковый номер записи в реестре, а вот последняя, десятая цифра, и есть то самое контрольное число, которое надо проверить.
Алгоритм следующий. Сначала надо найти произведения первых девяти цифр ИНН на специальные множители. Затем сложить девять полученных произведений и разделить их сумму на 11. Целую часть частного от деления снова умножить на 11 и из этого числа вычесть первый результат умножения на 11. Полученная разница и есть контрольное число ИНН. Если она равна 10, то контрольное число - ноль.
Множители для проверки контрольного числа ИНН организаций
Порядковый номер цифры ИНН |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
Специальный множитель |
2 |
4 |
10 |
3 |
5 |
9 |
4 |
6 |
8 |
- |
Предположим, мы хотим проверить ИНН 7708268456. Суммируем произведения первых девяти цифр ИНН на специальные множители:
7 x 2 + 7 x 4 + 0 x 10 + 8 x 3 + 2 x 5 + 6 x 9 + 8 x 4 + 4 x 6 + 5 x 8 = 226.
Делим эту сумму на 11:
226 : 11 = 20,545
Целая часть полученного результата равна 20. Умножаем ее на 11:
20 x 11 = 220.
Сравниваем две величины:
226 - 220 = 6.
разница совпадает с последней цифрой ИНН. Несовпадение означало бы, что номер некорректен и фирмы с таким ИНН не существует.
Для проверки предпринимателя алгоритм действий тот же. Только, в отличие от "фирменного" ИНН, номер предпринимателя содержит два контрольных числа (11-й и 12-й знаки) и множители другие - для каждого контрольного числа они разные.
Проверка подлинности ОГРН еще проще. Задача та же: выйти на контрольное число. Основной государственный регистрационный номер состоит из 13 цифр. Последняя, тринадцатая, и есть контрольная. Делим число, состоящее из первых 12 знаков, на 11. Потом целую часть полученного результата умножаем на 11 и сравниваем с первоначальным 12-значным числом. Разница должна совпадать с 13-й цифрой ОГРН.
Конечно одновременная проверка ИНН и ОГРН существенно снижает риск сделки. И все же полностью такой риск исключить нельзя. Поэтому, опираясь на арбитражную практику, сами же налоговые органы все чаще «Настоятельно рекомендуют» самостоятельно проверять правоспособность контрагентов, ведь получение документально подтвержденной информации из ЕГРЮЛ является фактом, доказывающим принятие налогоплательщиком мер по проверке партнера и снижает риск по отнесению налоговыми органами организации к «недобросовестным налогоплательщикам».
Смотрите также: