В соответствии с законопроектом в Налоговый кодекс предлагается ввести такие понятия, как «фиктивная хозяйственная операция» и «фиктивная организация». Фиктивные операции, в свою очередь, будут делиться на притворные (отраженные в первичных документах и налоговой отчетности лишь для вида, без намерения их совершать) и мнимые (совершенные с намерением прикрыть другую хозяйственную операцию). Фиктивная организация, в свою очередь, определяется как юридическое лицо, не осуществляющее реальной деятельности либо создающее ее имитацию исключительно в целях избежать уплаты налогов или уменьшить их сумму.
Предусматривается дополнение КоАП РФ новой статьей 19.271, устанавливающей ответственность за создание или использование в деятельности заведомо фиктивного юрлица.
Налоговые органы (равно как и органы следствия) предлагается наделить правом определять налоговые последствия деятельности налогоплательщика без учета мнимых или притворных операций.
«Сейчас правоприменитель вынужден придумывать не менее искусственные, чем схемы ухода от налогов, правовые конструкции ответственности недобросовестного налогоплательщика, - отметил представитель Следственного комитета. - Это создает впечатление о произволе правоохранительных и контролирующих органов. А обязанность не совершать такого рода действия должна не выводиться логически из «духа» закона, а содержаться именно в его «букве». До сих пор иногда, хоть и редко, налогоплательщику удается доказать позицию, что его гражданские права должны быть ограничены не на основании судебной доктрины ВАС, а на основании закона».
«В законе должно быть закреплено правило, согласно которому налогоплательщики вольны совершать любые не запрещенные законом сделки или иные действия (реорганизация и т.д.), - пояснил представитель Следственного комитета Георгий Смирнов. - Однако при этом они обязаны исчислить сумму налога с учетом последствий тех сделок или иных действий, которые были совершены ими в действительности, даже если фактически совершенные действия не совпадают с их документальным оформлением. При этом сама по себе квалификация сделки или гражданско-правового действия не может быть изменена на том основании, что в действительности были совершены иные сделки или действия. Налоговый орган должен быть вправе лишь изменять юридическую квалификацию налоговых последствий таких сделок, исчислив сумму налога, исходя из фактически совершенных действий».