Приглашаем принять участие в конференции Export Online Creative под эгидой нашего официального партнера Российского экспортного центра (РЭЦ)

Возможности ФНС по доначислению налогов будут существенно расширены

12.02.2013

Новый правительственный законопроект предусматривает расширение прав налоговых инспекций по доначислению налогов в результате исключения из сделки фирм-однодневок. Об этом 12 февраля в ходе конференции «Налоговые маневры 2013», организованной газетой The Moscow Times, сообщил замдиректора Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Министерства финансов РФ Сергей Разгулин.

Правительство внесло в Госдуму проект федерального закона о противодействии незаконным финансовым операциям (законопроект №196666-6). Законопроект, разработанный во исполнение поручения президента Российской Федерации от 12.01.2012 года, предполагает, с одной стороны, существенное ужесточение требований ко всем налогоплательщикам, а с другой стороны - предоставление дополнительных полномочий налоговым органам.

http://www.klerk.ru

 

В частности, предлагается предоставить налоговым органам полномочие определять суммы налогов без учета результатов сделок, совершенных с целью их занижения. Участники таких сделок не выполняют никаких функций экономической деятельности из-за отсутствия необходимых условий, в том числе из-за отсутствия управленческого и технического персонала, основных средств, производственных активов, складских помещений, транспортных средств. В этом случае налоговый орган будет вправе применить методы, указанные в ст. 105.9-105.13 НК РФ.

«Смысл предложенного новшества соотносится с судебной практикой отказа в налоговой выгоде, - заметил старший партнер юридической компании «Пепеляев Групп» Иван Хаменушко. - Ссылка на методы определения объективных цен операций означает реконструкцию цены операции, которая совершена на самом деле (попытка такого подхода предпринята в Постановлении Президиума ВАС РФ от 3.07.2012 №2341/12 по делу Камского завода железобетонных изделий и конструкций). Но в отличие от существующей практики, законопроект позволяет доначислять налоги любой стороне операции, чей контрагент «не выполняет никаких функций», то есть не только отказать в расходах и вычетах покупателю, но и увеличить выручку продавцу (исходя из цены последующей перепродажи)».

«Редакция предложенного изменения крайне спорна, - считает партнер «Пепеляев Групп». - Неясно, что следует понимать под «занижением налогов участниками сделки» - искусственное уменьшение налоговой нагрузки совокупно для всех участников цепи поставок, для двух сторон одной сделки или для кого-либо из них по отдельности. Такая неясность создает риск применения нового полномочия к операциям так называемых «специальных целевых корпоративных образований» (SPV), создаваемых в рамках структурирования крупных сделок в целях распределения функций и рисков, а не для искусственного занижения налогов. При использовании SPV совокупная налоговая нагрузка может и не уменьшиться, хотя налоги отдельных лиц уменьшаются».

«Неясно также, имеется ли в виду объективная нереальность операции, о которой налогоплательщик не мог не знать, или в том числе и ситуация, когда налогоплательщик полагал операцию реальной, не должен был знать, что контрагент «подставной» и не имел целью занижение налогов, в отличие от другой стороны сделки. В последнем случае исключение результатов операции должно допускаться лишь при доказанной неосмотрительности налогоплательщика в выборе контрагента», - полагает Иван Хаменушко.

Другие новости