Новый правительственный законопроект предусматривает расширение прав налоговых инспекций по доначислению налогов в результате исключения из сделки фирм-однодневок. Об этом 12 февраля в ходе конференции «Налоговые маневры 2013», организованной газетой The Moscow Times, сообщил замдиректора Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Министерства финансов РФ Сергей Разгулин.
Правительство внесло в Госдуму проект федерального закона о противодействии незаконным финансовым операциям (законопроект №196666-6). Законопроект, разработанный во исполнение поручения президента Российской Федерации от 12.01.2012 года, предполагает, с одной стороны, существенное ужесточение требований ко всем налогоплательщикам, а с другой стороны - предоставление дополнительных полномочий налоговым органам.
В частности, предлагается предоставить налоговым органам полномочие определять суммы налогов без учета результатов сделок, совершенных с целью их занижения. Участники таких сделок не выполняют никаких функций экономической деятельности из-за отсутствия необходимых условий, в том числе из-за отсутствия управленческого и технического персонала, основных средств, производственных активов, складских помещений, транспортных средств. В этом случае налоговый орган будет вправе применить методы, указанные в ст. 105.9-105.13 НК РФ.
«Смысл предложенного новшества соотносится с судебной практикой отказа в налоговой выгоде, - заметил старший партнер юридической компании «Пепеляев Групп» Иван Хаменушко. - Ссылка на методы определения объективных цен операций означает реконструкцию цены операции, которая совершена на самом деле (попытка такого подхода предпринята в Постановлении Президиума ВАС РФ от 3.07.2012 №2341/12 по делу Камского завода железобетонных изделий и конструкций). Но в отличие от существующей практики, законопроект позволяет доначислять налоги любой стороне операции, чей контрагент «не выполняет никаких функций», то есть не только отказать в расходах и вычетах покупателю, но и увеличить выручку продавцу (исходя из цены последующей перепродажи)».
«Редакция предложенного изменения крайне спорна, - считает партнер «Пепеляев Групп». - Неясно, что следует понимать под «занижением налогов участниками сделки» - искусственное уменьшение налоговой нагрузки совокупно для всех участников цепи поставок, для двух сторон одной сделки или для кого-либо из них по отдельности. Такая неясность создает риск применения нового полномочия к операциям так называемых «специальных целевых корпоративных образований» (SPV), создаваемых в рамках структурирования крупных сделок в целях распределения функций и рисков, а не для искусственного занижения налогов. При использовании SPV совокупная налоговая нагрузка может и не уменьшиться, хотя налоги отдельных лиц уменьшаются».
«Неясно также, имеется ли в виду объективная нереальность операции, о которой налогоплательщик не мог не знать, или в том числе и ситуация, когда налогоплательщик полагал операцию реальной, не должен был знать, что контрагент «подставной» и не имел целью занижение налогов, в отличие от другой стороны сделки. В последнем случае исключение результатов операции должно допускаться лишь при доказанной неосмотрительности налогоплательщика в выборе контрагента», - полагает Иван Хаменушко.