Два разных концепта — гибрид и электрокар. Две разные страны — производителя — Россия и США.
Одна идея — создание выгодного экологически чистого автомобиля.
И всё вроде бы хорошо начиналось: масштабные рекламные кампании, крупные инвестиции, предзаказы..... но один проект канул в лету, тогда как производство второго успешно продолжает набирать обороты.
Ни для кого не является секретом склонность России к созданию собственных национальных «новинок», особенно в сфере научных высокотехнологичных разработок, которые, почему-то, очень часто заканчиваются полным провалом. Значит ли это, что сами проекты так плохи, либо же всё зависит от того, в чьих руках они находятся, и кто всем руководит? Попробуем разобраться.
Истории начинались примерно одинаково, но с разницей всего в пару лет. Первое заявление о «Ё-мобиле» услышали в 2010 году, а «Tesla» в 2008 уже выпустила свой первый электрокар.
Параллели стоит провести не только между автомобилями, но и между основателями компаний. Глава компании «Ё-мобиль» — Михаил Прохоров, бизнесмен, миллиардер, политик, владелец инвестиционной группы ОНЭКСИМ. Прохоров был замечен только на презентациях и в рекламных кампаниях нового проекта, в управлении компанией участия не принимал. На самом деле, руководство за всё время существование идеи менялось несколько раз. Глава компании «Tesla» — Элон Маск, бизнесмен, миллиардер, инженер, учредитель Pay Pall. Маск возглавляет совет директоров компании и принимает непосредственное участие в разработках электрокара.
Как сообщалось World Auto, российский миллиардер, владеющей компанией по разработке и выпуску Ё-мобиля, планировал начать выпуск первых моделей весной 2015 года. Но проект так и не запустили. Недостроенный завод для производства «Ё-мобиля» в Санкт-Петербурге заброшен, а все разработки в «Ё-инжиринг» (Минск) прекратились. В октябре 2014 года поступило официальное заявление о закрытии проекта. Идею так и не воплотили в жизнь.
В США, с которым всегда конкурирует Россия, напротив, завод и штаб-квартира по производству электромобилей работают без перебоев в Пало-Альто (Каллифорния). Первым автомобилем, представленным на обозрение публике под маркой Tesla, стал всемирно известный электрический спорткар Tesla Roadster.
И «Ё-авто» и «Tesla» акцентировали внимание на том, что разработанные автомобили, это инновационный проект, новшество, которое сделает жизнь миллионов людей лучше. Гибрид и электрокар просты в использовании, выгодны с экономичной точки зрения, а машина «Tesla» ещё и не приносит вреда окружающей среде. Итог: одна компания уже занимает ведущие позиции в рейтингах продаж, а у другой вопросы и проблемы возникли уже на стадии разработок. Такие похожие идеи, такая разная судьба.
Инвестирование — один из самых главных факторов в любых исследованиях и разработках. К этому вопросу нужно подойти со всей серьёзностью, внимательно изучить рынок и объективно оценить свои возможности.
Разработчики «Ё-мобиля» с самого начала не учли все обстоятельства. Основные инвестиции в создание гибрида внесены компанией ОНЭКСИМ, владеет которой Михаил Прохоров. Российский бизнесмен в самом начале собирался вложить в идею Андрея Бирюкова около 250 миллионов долларов, в итоге вложил — 150 миллионов. Некоторые средства были выделены компанией по производству грузовых автомобилей «Яровит Моторс» (президент — Андрей Бирюков). Прохоров после финансирования не принимал особого участия в управлении компанией. Предполагаемая стоимость гибрида — 400 000 русских рублей.
Стартовое вложение главы «Tesla Motors», Элона Маска, составило 7,5 миллионов долларов. На этом финансирование не прекратилось. Среди крупных инвесторов были основатель Google Ларри Пейдж и Сергей Брин, президент eBay Джефри Скотт, корпорация Panasonic, немецкий концерн Daimler AG и ещё несколько ведущих инвестиционных фондов. Внушительную сумму в разработку и продвижение электромобиля инвестировало правительство США. В январе 2009 года Федеральное правительство вложило 24,9 биллионов долларов: 17,4 миллиардов для «General Motors» и «Chrysler»; 6 миллиардов для «GMAC»; 1,5 миллиардов для «Chrysler Financial».
Итак, что же мы видим: проект «Ё-мобиля» спонсировался в основном за счёт частных инвестиций, соответственно и все решения принимал.. неизвестно кто именно. До сих пор так и не ясно кто же руководил компанией. Бразды правления передавались несколько раз.
«Tesla Motors» во главе Элона Маска, реально оценивая свои возможности и необходимый финансовый вклад в проект, получили поддержку со стороны ведущих бизнесменов страны и правительства. Тем самым, получив возможность продолжать разработки.
Стоимость первого электрокара составила 109 000 долларов. Дороже, чем задумывалось вначале, но учитывая затраты (вместо запланированных 25 миллионов долларов — 140), полностью оправдано. Предполагаемая стоимость гибрида — 400 000 русских рублей. Данная сумма должна была сделать Ё-авто доступным для приобретения, что в свою очередь, привело бы к популярности.
Хоть PR-кампании и считаются одним из основных инструментов продвижения продукта на рынке, большое количество многообещающей рекламы и публикаций ещё до начала производства не всегда являются не только показателем качества, но и гарантией массового выпуска.
Масштабная РR-кампания была развернута учредителями «Ё-мобиля». Начиная с оригинального и немного странного названия, расцветки машины, популяризации идеи на телевидении, радио, печатных издательствах, в соцсетях и заканчивая громкими презентациями и созданием сайта. Интересным и удачным ходом стала возможность предварительного заказа. Не нужно вносить никакой предоплаты, просто заходите на сайт, оставляете заявку, и вы в числе первых сможете приобрести уникальный автомобиль. Больше 210 000 человек заинтересовало это предложение.
Заявлений и обещаний было много, все они амбициозны, с вызовом. Но, чем больше мы видим разнообразной, зачастую навязчивой либо слишком многообещающей, рекламы определённого продукта, тем больше закрадывается сомнений о его качестве или будущем долгом существовании на рынке. И неважно нового или уже давно существующего. Все ведь осознают, что наличие продуманной обширной PR-кампании значит, в первую очередь, значительное финансирование, а соответственно и желание получить как можно более скорую, и ещё более значительную прибыль, в сумме превышающую все затраты. Помпезная массовая реклама Ё-мобиля возымела противоположный эффект. Всё больше распространялось заявлений о том, что вся PR-кампания разработана не для раскрутки автомобиля, а для привлечения внимания к Михаилу Прохорову, который в это время стал активно заниматься политикой.
А что же с Теслой? Тот факт, что название компании «Tesla Motors» сегодня знают всё больше и больше людей, а производство и спрос на электромобили «Tesla» с каждым годом лишь растёт, уже является показателем успешности данного проекта, задуманного в 2006 году.
На фоне текущих лидеров в производстве «экологически чистых» электромобилей, таких как Tesla и BMW i3 абсолютно теряется и забывается разработка российского автопрома под названием «Ё-мобиль», автомобиль, работающий на природном газе.
Выдвигалось очень много версий по поводу того, почему же не получилось создать национальное конкурентоспособное авто с гибридным двигателем. Среди основных причин, выделим несколько.
Для начала производства какого-либо продукта, необходимо иметь место, где этот продукт будет производиться. Компания «Ё-мобиль» для создания своих гибридов решила самостоятельно построить завод. Работа трудоёмкая, требующая много времени и затрат. Не удивительно, что выпуск первой машины постоянно переносили.
Проблемы возникли у инженеров «Ё-авто» на стадии разработок. Всё снова упирается в желание создать автомобиль «с нуля». Для этого требуются наработки в определённой сфере, ещё не существующие элементы будущей конструкции, которые тоже нужно изготовить. Это опять же деньги, время. Роторно-лопастные двигатели, которые собирались использовать в качестве двигателя внутреннего сгорания, заменили на обычный поршневой, работающий и на газе и на бензине. Также нужны опытные специалисты в данном вопросе, которых в команде «Ё-мобиля» недоставало.
Неудача постигла компанию и в финансовом плане. Катастрофически не хватало денег, выделенных Прохоровым. Уже на этапе разработок стало ясно, что себестоимость автомобиля гораздо выше 400 тысяч рублей. Новая цена противоречит самой задумке «народного» автомобиля.
Так действительно ли так невыгодно и сложно было создать авто? И значит ли это, что нужно пересматривать и изменять саму концепцию гибридного «Ё-мобиля», или же достаточно будет просто внести некоторые корректировки в план действий? Скорее всего, второй вариант, что доказывает успешное производство электрокаров «Tesla».
Сергй Асланян, независимый автоэксперт, утверждает, что никакого «Ё-мобиля», на самом деле, не было, и что речи о затратах на производство или же потери денег Прохоровым, быть не может. Поскольку, предназначена вся шумиха для того, чтобы сделать Прохорова известным. Подтверждает это «завершающий манёвр» компании ОНЭКСИМ: она, можно сказать, дарит за символичные 1евро все столь замечательные и продвинутые технологии государственному автомоторному институту. Хотя могла продать все наработки за границу, возместив все убытки. Так чьей же всё-таки была PR-кампания, «Ё-мобиля» или Прохорова?
А что же «Tesla»? Проанализировав свои возможности, сопоставив их со сроками, оценив затраты, Элон Маск купил фирму «Tesla» — стартап проект компьютерщиков из Кремниевой долины. Здесь и развернулось производство новых электрокаров. Основу автомобиля составил Lotus Elise, купленный главой компании. Lotus предоставил им 2500 шасси родстера, без двигателей. Именно такое количество электрокаров было запланировано выпустить «Tesla Motors».
На первых этапах производства и у этой компании были проблемы. Несмотря на большую сумму инвестиций, всё равно не хватало денег. Элону Маску пришлось занять у Министерства энергетики США 465 миллионов долларов.
Не на пользу пошло участие Tesla Rodster в автомобильном шоу Top Gear. Ведущий просто раскритиковал электрокар, подчеркнув, что проехал он всего 55 километров.
Сейчас подобных проблем не возникает. Tesla S Model — лидер продаж в Северной Америке среди автомобилей аналогичной ценовой категории. Согласно годовому отчёту, предоставленному совету акционеров компании «Tesla Motors», за 2013 год было продано 22 477 автомобилей, общей стоимостью более 2 миллиардов долларов.
Продукция компании удостаивается самой высокой оценки удовлетворённости клиентов журнала «Consumer Reports» — 99/100.
На всей территории Соединённых Штатов разворачивается активное строительство сети зарядных станций Tesla Supercharger.
И как мы видим сегодня, когда на дворе уже середина 2015 года, «Tesla Motors Inc» всё набирает и набирает обороты, оправдывая надежды, как инвесторов, так и покупателей.
История создания электромобилей насчитывает уже полтора века, однако, удачное массовое производство «экологически чистых» автомобилей началось относительно недавно, с появлением на рынке компании «Tesla Motors».
При разработках «Ё-мобиля» ожидалось много, так и не реализованных, новшеств. Изюминкой считалось объединение ДВС и генератора. Также заявляли, что машина будет оснащена схемой привода колес от генератора, через электродвигатели. Собирались встроить источник электропитания на суперконденсаторах и электрическую трансмиссию, получающую энергию от роторно-лопастного ДВС и емкостных конденсаторов.
Двигатель должен был стать также и источником питания, со способностью вырабатывать мощность около 30 кВт. Для этого требуется установить в автомобиле инверторы и розетки под напряжением 220 или 380В. Композитный кузов снизит вес конструкции на 30-40 процентов, сохраняя ту же жёсткость. Механическую коробку передач должны были заменить электронной трансмиссией. Предполагалось, что «Ё-мобиль» сможет развивать скорость до 120 км/час с запасом хода в 400 км, при этом тратя всего 3,5 л топлива на 100 км.
Планировали выпустить, для начала, три основные модели: трёхдверное купе, кроссовер, фургон.
Если бы все планы по производству и конструированию гибрида «Ё-мобиль» свершились, то авто пользовалось бы популярностью на рынке. Покупателей заинтересовала бы машина, которую не нужно так часто ремонтировать, которую можно использовать в качестве источника питания, которая оснащена новым двигателем. Однако, концепт гибридного электромобиля российского производства, является ещё одним неудачным примером российского автопрома, который «заморозился» не успев начаться.
Tesla S Model — новая и более усовершенствованная модель бизнес класса на экологически чистом двигателе. Эта модель в 2013 году признана самой безопасной. Дизайн не уступает многим автомобилям S-класса.
По скоростным качествам Tesla S Model стоит впереди Porshe 911 и BMV M5. Электрокар может развить скорость до 426 км в час. Батарея, расположенная в днище автомобиля, позволяет снизить центр тяжести, занимает меньше места. Тем самым предоставляя больше свободного пространства в машине. Аккумулятор электрокара уникальный по своей сути. Создан он с литий-ионных ячеек формата 18650. Такие батареи используются в ноутбуках! Для полной зарядки батареи требуется 3,5 часа. Ресурс батареи составляет 160 000 километров или 7 лет, и обеспечивается системой жидкого охлаждения.
Не имеет аналогов в мире асинхронный трёхфазный электродвигатель переменного тока. Это уникальная разработка «Tesla Motors». Мощность двигателя — 416 л.с. Охлаждает мотор та же система, что и батарею. Разгон до 100 километров за 4,4 секунды.
Компанией построена сеть заправок (зарядных станций) — Tesla Supercharge, где владельцы машин могут заряжать батарею абсолютно бесплатно.
Купить электрокар Tesla S Model можно и через вебсайт за 62 400 долларов, за комплектацию Perfomens — 85 900 долларов.
На данный момент в компании активно работают над новой моделью электрокара кроссовер Tesla Model Х.
Нашумевший и многообещающий проект «Ё-мобиль» официально закрыли 7 октября 2014 года. Раскритикованный и скептически воспринятый проект «Tesla» занимает лидирующие позиции на рынке, пользуется всё большей популярностью. Выходит, если всё тщательно спланировать, продумать каждый шаг и не строить воздушные замки, то всё возможно.
Вот только будут ли популярны электромобили в Росси? Ведь, для российских дорог электрокары являются невыгодными, прежде всего, из-за дорогого ценового диапазона, а также из-за отсутствия электрозаправочных станций, где вы в буквальном смысле сможете поставить своё авто на зарядку.
Сегодня, приобретением электрокаров уже сложно кого-либо удивить и поразить. Всё больше и больше компаний присоединяются к производству электрокаров: BMV i3, Toyota RAV-4 EV, Nissan Leaf, KIA Venga EV, Puegeot IOn, Сhevrolet Spark EV. Недавно поступило заявление от Apple о начале производства электромобилей в 2020 году.
Данный материал был создан на основе выписок из государственного реестра юридических лиц России, а также данных государственного реестра компаний США. Точные данные из данных официальных источников позволили подать в материале аргументированную и прозрачную информацию.
Смотрите также: